Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Упадок в КУБЕ
Экономически активное население продолжает бежать с территории Кизеловского угольного бассейна. Причина очевидна - условия жизни в этой территории ухудшаются, несмотря на перманентные вливания бюджетных денег. Часть депутатов краевого Законодательного Собрания, пожелавших лично проверить, как реализуются региональные проекты в бывших шахтерских поселениях, застряли посреди дороги. Их автобус не смог преодолеть снежные заносы.
Члены Консультативного совета при Законодательном Собрании Пермского края провели в конце января выездное совещание в Кизеле.
Территория Кизеловского, Гремячинского, Губахинского районов и одного из поселений Чусовского района, которую принято называть Кизеловским угольным бассейном (КУБ), является одной из самых депрессивных в Пермском крае. Ее значительное отставание в развитии стало последствием закрытия градообразующих предприятий угольной промышленности, на балансе которых находились все объекты социальной инфраструктуры - школы, больницы, учреждения культуры, детские сады. Упадок промышленности и первые случаи закрытия шахт начались еще в 1970-е. Последние из них прекратили свою работу в 2002 году.
Резкое сокращение рабочих мест повлекло за собой отток экономически активного населения с территории КУБа. Количество проживающих в поселениях, которые вырастали в свое время вокруг шахт, сократилось в разы. Если ранее, по словам главы Кизеловского района Игоря Штэника, в поселке Южный Коспашский (Кизеловский район) проживало порядка 6 тыс. человек, то сейчас - не более 2 тыс. Столько же осталось в поселке Шахта, притом что раньше там количество жителей превышало 10 тыс. человек. До 2010 года за счет средств федерального бюджета также будут переселены семьи, проживающие на территории горных отводов, что повлечет очередное сокращение населения КУБа.
В свое время в населенных пунктах за счет бюджетных средств строились школы, больницы, дороги, создавались культурно-досуговые центры. Сейчас, как смогли убедиться краевые законодатели, все эти объекты социальной инфраструктуры находятся в запустении и стали избыточными. К примеру, четырехэтажное здание поликлиники №2 в поселке Шахта, рассчитанное на 150 больничных мест, уже готовят к закрытию. Только обеспечение его теплоснабжением обходится местному бюджету в 800 тыс. руб. в год, что является непосильной ношей. Весь персонал клиники за исключением двух врачей уже остался без работы.
Многие местные школы, сохраняя статус учебных заведений городских поселений, не соблюдают нормативы по численности учащихся. В среднем площадь на одного учащегося составляет 11 кв. м, тогда как по нормативам полагается 2,5 кв. м. Средняя наполняемость классов снизилась до 10 человек (при норме в 25). Возможности обеспечить посещение учениками соседних школ в районе нет, потому что в местном бюджете на транспортные расходы денег не предусмотрено. Кроме того, ближайшие школы, как правило, расположены за несколько километров, а качество межпоселковых дорог оставляет желать лучшего.
В этом законодатели также смогли убедиться лично при осмотре двух муниципальных дорог: Кизел - Южный Коспаш и Кизел - Шахта. Уборка дорог на территории практически отсутствует, поэтому депутатский автобус просто не смог преодолеть образовавшийся на дороге сугроб.
По словам Игоря Штэника, ситуация с дорогами для Кизеловского района крайне болезненна. С 1 января они перешли из региональной в муниципальную собственность. Однако привести дороги в нормативное состояние за счет собственных бюджетных средств местные власти не в силах. При этом дороги соединяют периферийные поселки с районным центром, где находится большинство бюджетных учреждений.
По словам заместителя председателя краевого правительства Якова Силина, ситуация с дорогами останется сложной в любом случае, будь они даже на содержании региона. По логике чиновника, гораздо лучше, когда местные власти знают о своих проблемах и «не дают покоя правительству».
Из 48 территорий Пермского края наиболее отстающим признан Кизеловский район. Он расположился на 45-м месте по уровню собственных доходов местного бюджета на душу населения (ниже показатели только у Коми-округа). По итогам исполнения бюджета за 2007 год уровень его дотационности составил 77 %. Чуть лучше ситуация в Гремячинском районе – 71 %. Губахинский и Чусовской районы расположились в рейтинге на несколько позиций выше - 51 и 58 % соответственно. Средний уровень дотационности по краю – 41 %.
В течение 2006-2007 годов каждый из районов КУБа заявлялся на участие в приоритетных региональных проектах – «Качественное здравоохранение», «Новая школа», «Достойное жилье», « Муниципальные дороги», «Приведение в нормативное состояние объектов социальной инфраструктуры». В рамках фонда софинансирования на условиях долевого участия (согласно законодательству, с 2008 года доля средств из местных бюджетов должна составлять 25 %) главы районов подали заявки на реализацию 33 проектов на общую сумму 338 млн руб. Из них 219 млн руб., по данным управления аналитической и законотворческой деятельности Законодательного Собрания Пермского края, достались Чусовскому району. При этом ни один из объектов не находился на территории КУБа. Таким образом, фактически для территорий собственно Кизеловского угольного бассейна было направлено лишь 119 млн руб.
Всего за 2008 год во все районы КУБа для реализации приоритетных и инвестиционных проектов из краевого бюджета было направлено 664,9 млн руб. В основном средства были потрачены на поддержание объектов инфраструктуры, приведение их в нормативное состояние.
При этом специалисты Контрольно-счетной палаты Пермского края выявили, что не всегда выделенные бюджетные средства тратились эффективно. В частности, ревизоры обнаружили, что при реконструкции системы теплоснабжения в Кизеле были неэффективно израсходованы порядка 39 млн руб.
С другой стороны, заместитель председателя КСП Ирина Соларева отметила достаточно низкий уровень освоения бюджетных средств, особенно на территории Кизеловского района. По ее словам, районы КУБа не могут позволить себе участие во многих региональных проектах на утвержденных условиях софинансирования. Более того, по словам Игоря Штэника, в некоторых случаях территории вообще не могут себе позволить расходовать бюджетные средства. По этой причине глава среди прочего обратился к краевым законодателям с просьбой о включении местного плавательного бассейна «Волна» в краевую инвестиционную программу со 100 %-ным участием регионального бюджета.
Как убедились депутаты, бассейн находится в полуразрушенном состоянии и не отвечает нормативным требованиям. При этом раньше он являлся единственным спортивно-оздоровительным комплексом в Кизеле. После его закрытия были пересмотрены даже школьные программы по физкультуре: раньше дети занимались именно здесь.
Непосильной для территории задачей остается переселение граждан из ветхого аварийного жилья. Эта категория населения, по слова Игоря Штэника, оказалась не охвачена региональным проектом «Достойное жилье»
Оценив достаточно сложное социально-экономическое положение территории КУБа, депутат Геннадий Тушнолобов предложил краевому правительству разработать отдельный механизм финансирования региональных проектов для данной территории. Однако, по мнению Якова Силина, это было бы неправильно. Во многом, на его взгляд, низкая причина освоения средств - личная недоработка глав районов.
По итогам заседания депутаты разработали ряд рекомендаций в адрес краевого правительства. Среди них: формирование непредусмотренного в законе о бюджете фонда для дальнейшего софинансирования крупных региональных проектов; снижение доли средств, выплачиваемых местными бюджетами при участии в проектах; недопущение неэффективного использования бюджетных средств.
Новый компаньон, №5 (539) Екатерина ГВОЗДЕВА
|
Категория: Мои статьи | Добавил: wadimir (17.05.2009)
|
Просмотров: 1114
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|