Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Рассказ путешественника.
Косьва
Июль-август 1996 г.
Плавали на ПСН-6 и на надувной лодке
Автор - Фыва Цукен (Лобня)
Хронометраж
28 июля 13.50 отплыли. Приехали из Кытлыма на машине к слиянию Бол. и Мал. Косьвы по дороге на Растёсс. Мал. Косьва имеет ширину около 3 м., Бол. Косьва - 10-15 м. Примерно в 300 м. ниже на правом берегу заброшенная драга. 13.57 крупный перекат 14.00 справа драга, перед ней крупный перекат 14.08 крупный перекат 14.24 крупный перекат 14.44 крупный перекат 15.15 крупный перекат 15.20 крупный перекат, встали
29 июля 10.35 поплыли 10.59 крупный перекат 11.05 крупный перекат 11.20 порожек 11.27 крупный перекат 11.32 по левому берегу скалы высотой 7-8 м. 11.40 крупный перекат 12.00-14.40 клеились 14.57 крупный перекат 15.14 крупный перекат 15.18 слева скала высотой около 20 м., крупный перекат 15.35 крупный перекат, за ним левый приток шириной около 1 м. 15.40 2 крупных переката 15.55 крупный перекат 16.00 крупный перекат 16.52 слева дер. Усть-Тылай - явно жилая. 16.35 брод, за ним ещё, потом левый приток шириной около 0.5 м., потом крупный перекат 17.07 ЛЭП, на деревянных опорах, 5 ниток 17.10 правый приток - р. Тылай, ширина 15-20 метров. Русло Косьвы разделяется на много проток 17.15 брод, до 17.30 перекур 17.40 крупный перекат 17.47 слева ЛЭП на деревянных опорах, 3 нитки 18.34 крупный перекат, ЛЭП на деревянных опорах 3 нитки, ещё крупный перекат 18.39 крупный перекат 18.45 встали
30 июля 11.40 поплыли 11.48 крупный перекат 11.56 крупный перекат 12.04 крупный перекат 12.07 ЛЭП, деревянные опоры 3 нитки, справа скала высотой около 10 м. 12.16 крупный перекат 12.26 крупный перекат 12.46 ЛЭП, деревянные опоры 3 нитки, брод, крупный перекат 13.07 крупный перекат 13.31 крупный перекат, брод 14.07 порожек из 3-х ступеней, 1-я и 3-я типа крупного переката, 2-я - ступенька высотой около 0.5 м. 14.18 крупный перекат 15.10-15.40 перекус 16.32 справа на берегу большие штабеля лесоматериала 16.35 справа на берегу 3 алюминиевые цистерны, через 100 м. железнодорожный вагон, ЛЭП с деревянными опорами 3 нитки 16.45 устье р. Тыпыл (река шириной 40-50 метров, справа после устья на берегу пос. Лесоучасток (он же Усть-Тыпыл) -жилой 18.10 в реке много крупных камней, нужно маневрировать 18.25 пороги общей длиной около 300 м., общий перепад 4-5 м., стоячие волны около 50-70 см. 18.28-19.20 нагромождение крупных камней. Стоячих волн почти нет, но нужно сильно маневрировать 19.20 встали
31 июля 11.50 поплыли, камни продолжаются. Периодически попадаются порожки со стоячими волнами до 20 см. 12.05 первый плес 12.08 порожек справа ЛЭП с деревянными опорами 12.16 небольшой порог, справа дорога, ЛЭП с деревянными опорами 12.20 порог, стоячие волны около 30 см. 12.31 перекат 12.43 перекат, потом порожек 13.32 перекат 13.40 перекат 14.14 справа дер. Верх-Косьва (жилая), перед ней перекат 14.38 деревянный автомост высотой около 1 м., перед ним перекат, за мостом ЛЭП с деревянными опорами 3 нитки, через 200 м. перекат 14.53 остатки моста 15.30-16.35 перекус 17.09 перекат 17.17 крупный перекат 17.45 встали
1 августа 17.05 поплыли 17.17 перекат 17.25 крупный перекат 17.48 правый приток шириной около 1.5 м. 18.00 перекат 18.20 небольшой перекат 18.25 левый приток шириной около 3.5 м., встали
2 августа Днёвка
3 августа 12.25 поплыли 13.35 перекат 13.52 слева к берегу подходит дорога, впадает ручеёк 14.57 правый приток шириной около 2 м., перекус до 16.20 17.05 слева деревня Мал. Ослянка (нежилая) 17.30 левый приток шириной около 1.5 м. 17.45 крупный перекат 18.35 ЛЭП с деревянными опорами 5 ниток, через 100 м. мост через правый приток 18.40 деревянный автомост высотой около 1 м., перед ним небольшой перекат, за мостом перекат 18.53 слева дер. Бол. Ослянка 18.58 перекат, через 100 м. левый приток шириной около 5 м. (р. Бол. Ослянка), через неё мост 19.12 перекат, потом ещё один 20.00 встали
4 августа Точный хронометраж утерян, перекаты не упоминаются (хотя были весь день, и даже крупные) 14.30 поплыли 17.20 левый приток шириной около 3 м., за ним слева ЛЭП с деревянными опорами, потом изба, справа напротив избы скала высотой 30-40 м.. Начинается Рассольнинское ущелье 18.40 справа дер. Рассольный - нежилая 18.45 полуразрушенный подвесной мост 20.45 встали
5 августа 13.10 поплыли 13.28 перекат 13.38 справа изба 13.58 крупный перекат 15.00 перекат 15.38 справа изба, до 16.00 перекур 16.03 перекат 17.25 встали
6 августа Днёвка
7 августа 12.35 поплыли 12.54 небольшой перекат 12.59 перекат 13.14 перекат 13.35 началось водохранилище 14.04 справа дер. Няр (нежилая) 14.20 бревноуловитель 15.00 слева на берегу памятник 16.15 перекус до 17.25 18.25 2 бревноуловителя, потом справа изба 19.02 встали
8 августа 17.25 поплыли 17.45 справа вход в залив. Если войти, то слева будет дер. Кучек - явно жилая (мы проплыли примерно в 3 км. от неё). 20.05 справа турбаза 20.25 встали
Подъезды и отъезды В верховья Косьвы попасть, видимо, можно единственным образом - через поселок Кытлым. В Кытлым 2 раза в день ходит автобус из города Карпинск. Утренний автобус стыкуется с поездом, прибывающим из Свердловска и подъезжает к жел-дор вокзалу (автовокзал в Карпинске находится довольно далеко от железнодорожного). Дневной автобус к вокзалу не подъезжает и с единственной электричкой из Серова не стыкуется (она прибывает уже после отправления автобуса). Может быть, из Серова есть автобусы до Карпинска. Из Кытлыма на Косьву ведут две более-менее приемлемые дороги: к устью Малой Косьвы (дальше эта дорога идет на Растёсс) - это 15-20 км. от посёлка; и на Усть-Тылай (это 20-25 км.). На Усть-Тылай местные нам ездить не советовали - там зона, и могут неправильно понять (поэтому же вставать на ночлег в ближайших окрестностях Усть-Тылая не рекомендуется). Машину в посёлке уцепить можно, хотя и не так просто. В принципе, при крайней нужде до устья Мал. Косьвы можно дойти и пешком - нужно только разузнать дорогу. В поселки Лесоучасток (он же Усть-Тыпыл) и Верх-Косьва, видимо, можно как-то добраться (живут же в них люди), но как - я не знаю. Не знаю я и того, кто живёт в пос. Лесоучасток. Верх-Косьва же населена, как мы поняли, расконвоированными зэками. Пос. Лесоучасток административно относится к Карпинскому району Свердловской области (но из Карпинска автобусы дальше Кытлыма не ходят), а Верх-Косьва находится на границе Карпинского района и Кизеловского района Пермской области. Село Бол. Ослянка - большое. В него довольно регулярно ходят машины из Кизела (раз в 2-3 дня), но автобусного сообщения нет. В селе есть магазин. Большинство населения здесь также расконвоированные. Деревня Няр, по-видимому, имеет сезонное население. Автобус туда, естественно, не ходит, хотя, может быть, иногда ходят машины. К деревне Кучек мы близко не подплывали. С воды, однако, она выглядит весьма внушительно. Автобус туда, по-видимому, всё же не ходит, но машины должны ходить регулярно. В крайнем случае, до Южного Коспашского (местные этого названия не знают и называют этот посёлок Широковской шахтой) можно дойти пешком (около 15 км.) Мы закончили маршрут у насосной станции, которая находится на правом берегу водохранилища. Сначала мы попытались дождаться машину, которая каждый день ходит на Широковскую шахту (Юж. Коспашский). Однако сторож станции быстро разуверил нас в том, что всех нас, да ещё со всеми шмотками возьмут в машину, и нам пришлось весь этот путь (10-12 км.) проделать пешком. С шахты мы уехали автобусом до Кизела (автобус ходит до 10 часов вечера местного времени примерно каждые 1.5 часа). Всё же этот вариант отъезда явно не лучший. Видимо, где-то посредине между насосной станцией и пос. Широковский (до которого мы не доплыли километров семь) проходит граница между Кизеловским и Губахинским районами. Местные на насосной станции поэтому очень хорошо знали, как доехать до Кизела, но почти ничего не знали о том, какой транспорт ходит в пос. Широковский. Всё же можно считать точно установленным тот факт, что из Широковского ходит 3-4 автобуса в день до ст. Половинка-Чусовская и что железнодорожного пассажирского сообщения Широковский с той же станцией (и со всеми другими тоже) не имеет, хотя раньше был рабочий поезд. Таким образом, если есть возможность доплыть до Широковского - надо это сделать и не полагаться на машину с насосной станции. Плыть за Широковский, по-видимому, тоже не следует. Во-первых, придётся обносить плотину Широковской ГЭС - не совсем понятно, насколько это удобно. Во вторых, в городе Губахе (в который и нужно в этом случае плыть) придётся проплывать мимо химического комбината. Мы этот комбинат и прилегающий участок реки видели с поезда, и я могу сказать, что один вид этого комбината может испортить всё впечатление от похода. Кроме того, воду из реки около него явно нельзя употреблять ни в каком виде. Если попасть на станцию Кизел, то лучше всего уезжать прямо в Москву на поезде Соликамск - Москва. Если с этим поездом какие-то проблемы, то можно уехать в Казань на поезде Соликамск - Казань. В Казань ехать лучше, чем в Пермь, поскольку поездов на Москву там примерно столько же, сколько и в Перми, но до Москвы в два раза ближе. Если и с этим поездом проблемы, то надо ехать в Пермь. Если билетов нет и до Перми, то можно поехать на поезде Соликамск - Свердловск до Свердловска. Это, конечно, большой крюк, однако стоит помнить, что из Свердловска на Москву поездов почти в 2 раза больше, чем в Перми (добавляются те, что идут через Казань). В самом крайнем случае ехать нужно до Чусовской. В Чусовской поездов ходит больше, чем в Кизеле, и довольно часто ходят электрички на Пермь. Если уезжать со ст. Половинка-Чусовская, то инструкции те же. Нужно, однако, помнить, что из Кизела на Пермь есть два поезда (вечером и ночью), которые через Половинку-Чусовскую не проходят. Так что если возникли какие-то проблемы, то есть смысл поехать в Кизел. Это, конечно, в обратную сторону, но совсем недалеко (около 20 км.).
Общие впечатления Устье Мал. Косьвы - Усть-Тылай (13.50 28.07 - 16.52 29.07) Река небольшая и очень живописная. Несколько портят её отвалы драги по берегам, но в общем-то, не сильно. Попадаются невысокие скалы. Глубина, однако, небольшая, и ПСН часто садился на мель. По берегам в основном хвойный лес (ель, пихта, кедр) с примесью берёзы. Много черники (черники много почти до самого водохранилища).
Усть-Тылай - пос. Лесоучасток (16.52 28.07 - 17.00 30.07) Река становится больше, однако берега значительно менее красивы, чем на предыдущем участке. Лес елово-берёзовый с преобладанием берёзы. Река на первой половине этого участка разделяется на множество рукавов. Рукава разделены островами, поросшими кустарниками. К середине участка рукава сходятся в одно русло.
Пос. Лесоучасток - дер. Верх-Косьва (17.00 30.07 - 14.14 31.07) Берега реки вновь становятся очень красивыми. Особенно красив участок под горой Дикарь-Камень. На этом же участке находится порог длиной 300-400 м. Для байдарки этот порог довольно опасен - её здесь запросто можно переломать и утопить. ПСН же, хотя его и захлёстывало волнами, прошёл порог достаточно спокойно - резина... Надувнушка же прошла просто великолепно - хотя сзади наблюдать, как она скачет по волнам, было довольно забавно. По большой воде порог, видимо, делается ещё более серьёзным. Просмотр его наверняка мало что даст, так как камни лежат беспорядочно, а просматривать придется не меньше полукилометра, а то и больше. Впрочем, спортивные туристы ходят через значительно более серьёзные пороги, так что никого пугать больше не буду. После порога идут крупные перекаты. По большой воде, я думаю, этот участок представляет собой продолжение порога. Потом Косьва приобретает обычный для себя вид - обилие перекатов, очень красивые берега с хвойным лесом, довольно много каменистых пляжей.
Дер. Верх-Косьва - начало Рассольнинского ущелья (14.04 31.07 - 17.20 4.08) Горы постепенно начинают отходить всё дальше от реки (хотя нет такого участка, где они не окружали бы реку). Река по-прежнему красива, хотя, может быть, и немного меньше, чем на предыдущем участке. Течение здесь довольно спокойное, хотя и быстрое - впрочем, перекатов довольно много.
Рассольнинское ущелье (17.20 4.08 - 19.00 4.08) Очень красивый (может быть, самый красивый), хотя и короткий участок. Берега высокие и крутые, иногда скалистые. По берегам растёт хвойный лес. Единственный недостаток участка - трудно найти стоянку. Довольно много перекатов, часто крупных.
Конец ущелья - дер. Няр (19.00 4.08 - 14.04 7.08) Горы отходят от реки всё дальше. Довольно часто на этом участке Косьва напоминает равнинную северную реку, хотя перекаты по-прежнему попадаются. Этот участок уступает по красоте предыдущим, хотя природа по-прежнему радует глаз.
Дер. Няр - конец (14.04 7.08 - 20.25 8.08) Здесь плавание идёт уже по водохранилищу. У дер. Няр оно ещё довольно узкое - около 300 м., но дальше оно постепенно расширяется (до 5 км.). За деревней Няр в Косьву впадает река Няр (справа), поэтому поначалу лучше держаться левого берега (чтобы не заблудиться). Природа напоминает север средней полосы, хотя иногда по берегам попадаются скалы. В лесу много грибов, но почти нет ягод (на всех предыдущих участках ягод было много, а грибов - мало).
РЕЗЮМЕ Замечательный маршрут. Река на подавляющей части маршрута (пожалуй, только за исключением водохранилища) очень красива, народу мало, много перекатов и есть пороги - что ещё надо? В общем, река мне очень понравилась - всем рекомендую. Нужно, правда, учитывать то, что верховья Косьвы мелководны, и на байдарке здесь лучше ходить где-нибудь в начале июня - по большой воде. В начале августа мы даже на ПСНе регулярно садились на мель, поэтому преодоление верховий реки в это время на "Таймене" может быть весьма мучительным.
В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам
Комментарии и дополнения Владимир Шмелев [отправить сообщение], 2005-08-20 17:06:07 Отчасти случайно попал на эту страничку, но очень признателен автору за его комментарии к сплаву по Косьве. В 1972г мы с приятелем, после окончания школы поднялись от п.Кучек вверх по реке до п.Б.Осляна и затем сплавились на плоте. Это было здорово. Замечания: в п.Кучек есть турбаза - можно остановиться и с попуткой выбраться до ш.Широковская и далее в Кизел. Автор не отметил одно место в р-не п.Рассольный, по моему ниже по течению был старый п.Троицкое (следы должны остаться). В начале века здесь производил геологическую съемку профессор Луи Дюпарк (известный исследователь Платиноносного пояса Урала), в связи с находкой железных руд. В войну здесь производилась ее добыча (имелась штольня). Думаю побывать там интересно Упоминаются очеь приличные образцы магнетита и др. Спасибо!. Фыва Цукен [отправить сообщение], 2005-08-26 19:17:07 пос. троицкий на карте обозначен, но следов его мы не обнаружили. это не значит, конечно, что их нет на самом деле - просто мы особо и не пытались их найти. ну, а раз не нашли, то я и писать об этом не стал. Смоляков Роман [отправить сообщение], 2006-03-01 10:00:58 В августе 2005 г. впервые ездили на рыбалку в те края. Отъехали на машине 5-7 км. ниже Усть-Тыпыла. Остановились на порогах.Рыбалка в тех краях просто отменная, да и рыбу там охраняют инспекторы. Хариуса меньше 18 см отпускать, но меньше этих размеров мне редко попадались. Лучше всего ловить на мушку! Были поклёвки Тайменя, но брать его запрещаеться, поэтому все пойманые рыбы были отпущенны обратно! В этом году планируем сплав с рыбалкой по Косьве от Тыпыла. Это стоит того!!! Монгол [отправить сообщение], 2006-03-01 19:22:03 А в Монголии хариуса рука не удержит - разжимает мышцами пальцы.2кг мышц не редкость. Вот где рыбалка! И кто бы там его мерял по сантиметрам?!
http://skitalets.ru/water/ural/kosva_fiva/index.htm
|
Категория: Мои статьи | Добавил: wadimir (20.09.2008)
|
Просмотров: 2875 |
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|